<<< Назад
Кому закон не писан
 

Кодекс под редакцией Магаданской  ДумыНа майских выборах в четырех районах области (Тенькинский, Сусуманский, Северо-Эвенский, Ягоднинский), победившие главы районов, стали одновременно депутатами областной Думы. По закону о местном самоуправлении они должны были сделать выбор: либо отказаться от депутатских мандатов, либо сложить с себя полномочия руководителей районов. Статья 32, упомянутого закона, говорила (почему в прошедшем времени - поймете ни-же) о том, что выборное должностное лицо местного самоуправления не может быть работающим на постоянной основе депутатом органов государственной власти области.
К тому же, в Постановлении №13 областной Думы от 2 октября 1997 года делалось толкование этой статьи: слова "не могут быть" относятся к депутатам области вне зависимости, работают ли они на постоянной (штатной) основе либо на общественных началах.
Изменить 32 статью исполнительная власть попыталась накануне выборов, но тогда внесенная губернатором поправка в областной Думе не прошла.
Казалось бы все ясно, и народные избранники в пятидневный срок после объявления итогов выборов должны были огласить свое решение. Иначе безжалостная Избирательная комиссия Магаданской области (по закону) должна была сделать этот выбор за них. А именно - аннулировать избрание этих лиц депутатами.
Но прошло шесть дней, восемь, десять… Областной избирком хранил молчание. Окрыленные такой реакцией 4 июня депутаты областной Думы собрались на торжественное собрание в областном театре и в перерыве меж-ду поздравлениями, рукопожатиями и распределением постов в руководстве Думы "выдали" свою первую законодательную инициативу. В злополучной 32 статье фраза не могут быть депутатами областной Думы под шумок была заменена депутатами Государственной думы. Теперь мы "в законе" - вздохнули с облегчением четыре депутата.
Самое интересное, что секретариат Думы проявил невиданную расторопность, вероятно, там же в театре напечатал решение, губернатор его подписал, а редакция успела набрать, откорректировать и отнести в типографию. А на следующий день - 5 июня - текст статьи в новой редакции появился в "Магаданской правде", правда впопыхах "забыли" поставить дату принятия документа.
Изменения были внесены, но вопросы остались.
Прежде всего, приходит на ум юридическая норма, что закон обратной силы не имеет и поэтому легитимность четырех совместителей весьма сомнительна. Как следствие, напрашивается вопрос: являются ли легитимными решения облдумы, в принятии которых они участвовали.
Второе. Как же быть с Конституцией РФ и провозглашенным в ней принципом разделения исполнительной и законодательной власти (ст.10). Может попытаться и Конституцию изменить "в пожарном порядке"? Да и президента России заодно поправить. А то он хлопочет, приводит в соответствие с нормами закона состав Совета Федерации, меняя губернаторов на сенаторов. Не доложили, видно, о законодательной инициативе "снизу", в Магаданской области.
К тому же, как можно требовать от граждан соблюдения законов, когда сама власть показывает пример столь циничного к ним отношения.
Уверен, одна из основных функций областной Думы - контроль за рас-ходованием бюджетных денег губернатором. Главы администраций сегодня зависимы от губернатора полностью. Именно он определяет, сколько денег выделить каждому району. В этих условиях проявлять строптивость - требо-вать отчета подчиненным от своего непосредственного начальника - себе дороже.
В последнее время нам старательно внушают, что областная Дума должна быть лишь формальным органом при губернаторе, единогласно одобряющим его любые действия. Между тем, стабильное демократическое общество возможно только при самостоятельной законодательной власти.
Эффективность государственного управления рождается на стыке взаимодействия (борьбе и компромиссах) исполнительных и законодательных органов. Арбитр между ними и третья точка опоры - судебная власть. Не хотелось бы говорить сентенции типа "истина рождается в споре", но что делать, если это так.
Общество как должное воспринимает отклонение в Госдуме многочис-ленных инициатив правительства, ущемляющих интересы граждан в соци-альной (пенсионной, например) сфере. Почему же кто-то решил, что на областном уровне исполнительная власть действует безошибочно и не нуждается в контроле.
А контролер должен быть. И он должен быть независим.

А.Сечкин,
Председатель регионального отделения "Союз правых сил"


 



В начало


НАЗАД ОБСУДИТЬ ВПЕРЕД НА ГЛАВНУЮ E-mail

 



Сайт управляется системой uCoz