|
|
Нынешнее лето согревало магаданцев и хорошей погодой, и правильными трубами
- вопреки предположениям об отключении горячей воды до первых холодов
она, люби-мая, течет из кранов. Течет, видимо, из призового фонда - тариф
на нее с 1 июля увеличен почти в два раза. Подорожали и другие коммунальные
услуги: генеральная репетиция реформы ЖКХ закончилась. Правительство громогласно
объявило о том, что населению в ближайшие годы предстоит оплачивать тарифы
на все сто. Но это вовсе не означает, что областная, муниципальная программы
по реформированию ЖКХ должны перестроиться в срочном порядке и "выжимать"
дополнительные рубли из ко-шельков граждан.
Малоимущим государство обещает поддержку. Нуждающихся в жилищных субсидиях,
конечно же, станет больше. Но и действующий-то механизм прямых индивидуальных
дотаций еще не отработан в масштабах страны. Во многом потому, что на
местном уровне его настраивают на свой лад.
Не первый год действует Закон "Об основах федеральной жилищной политики".
Как и соответствующее постановление правительства, в котором предусмотрен
исчерпы-вающий перечень условий на получение жилищных субсидий. На местах
надо было разработать лишь Порядок выделения и учета денежных средств,
без нормотворче-ской "самодеятельности".
В нашей области постановлением губернатора от 30 июня 2000 г. утвержден
"По-рядок предоставления гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных
услуг". Однако в пункте 5 раздела 2 этого Порядка предусмотрено следующее
(цитирую): "Право на получение субсидии у семьи зависит от ее согласия
письменно подтвер-дить готовность погашения задолженности в согласованные
со специалистами отдела сроки. При отказе семьи взять на себя такое обязательство
или при нарушении ус-ловий этого обязательства предоставление семье субсидии
прекращается, и она те-ряет право на нее сроком на один год". Основываясь
на этом документе, мэр Мага-дана в феврале 2001 г. утвердил новую редакцию
"Порядка...", действующего в го-роде. В нем также сказано о
том, что, прежде чем получить субсидию, надо пога-сить долги по квартплате
и коммунальным услугам. В результате малоимущие гражда-не попали в ловушку
- денег на оплату нет, но без погашения задолженности не-возможно получить
субсидию.
Поскольку федеральным законодательством подобные "дополнительные"
условия на получение субсидий не предусмотрены, депутат Госдумы от Магаданской
области В. Буткеев направил запрос в прокуратуру города. После соответствующей
проверки прокурор Магадана С. Шкварун сообщил депутату о принятых мерах:
в прокуратуру области направлено представление о принесении протеста на
пункт 5 раздела 2 "По-рядка предоставления гражданам субсидий на
оплату жилья и коммунальных услуг в Магаданской области", утвержденного
постановлением губернатора.
Любопытная коллизия, не правда ли? И губернатор, и депутат Госдумы избраны
жителями области. Однако первый ухудшает положение своих избирателей,
нарушая при этом федеральное законодательство, второй - стоит на страже
закона, защищая их интересы.
Реформа ЖКХ - одна из самых сложных, потому что затрагивает интересы каждого.
И здесь как нигде необходим особый подход, чтобы избежать обострения социальной
напряженности.
Главное условие реформы - увеличение реальных доходов граждан.
...По сообщению областного управления статистики, реальные доходы магаданцев
за одиннадцать месяцев 2000 г. снизились на 11 процентов в сравнении с
аналогич-ным периодом прошлого года. К сожалению, депутаты областной Думы
(предыдущего созыва) так и не откликнулись на предложение В. Буткеева
обсудить на одной из сессий реформу ЖКХ. Возможно, теперь, после объявленной
президентом и правитель-ством Великой коммунальной революции, обсудят
ее северные аспекты на одной из сессий? Или "возьмут под козырек",
если губернатор не одобрит повестку? Новая областная Дума у нас ведь почти
"ручная"...Однако проблем в отрасли, требующих и законодательного
обеспечения, немало. Необходимы анализ текущей ситуации в ЖКХ, определение
структуры затрат, создание конкурентных отношений в коммунальной сфере.
В осеннюю сессию Госдума будет рассматривать концепцию "новой"
старой реформы (она ведь у нас проводится с 1997 г.). Будет ли одобрена
или не поддержана Ду-мой, прогнозировать не берусь. Но вот какая точка
зрения на реформу нашего депу-тата В. Буткеева:
- То, что коммунальное хозяйство нужно модернизировать, - очевидно. Однако
заставлять граждан полностью оплачивать нынешний и несовершенный, неэффективный
механизм ЖКХ считаю решением недальновидным и безнравственным. Большинство
рос-сиян не стали жить лучше. О снижении реальных доходов граждан свидетельствует
и наша магаданская статистика.
Главный просчет прежней коммунальной политики в том, что в ЖКХ не была
созда-на конкурентная среда. А конкурсы на обслуживание в этой сфере -
это рыночный механизм по снижению себестоимости услуг, улучшению качества.
Однако система ос-талась прежней, неповоротливой. Обслуживанием жилья
занимаются все те же РЭУ. Инфраструктура ветшает, качество услуг не изменилось.
Усовершенствование же предлагают теперь "забить" в высокие тарифы
для населения. Ну это несправедливо!
Если реально добиваться изменений в коммунальном хозяйстве, прежде надо
от-ветить на такие вопросы: чтобы оплачивать услуги полностью, сколько
граждане должны получать, куда уходят деньги, вложенные в эту систему,
каким должен быть рыночный механизм ЖКХ? Иначе так и будем на место ржавой
трубы устанавливать такую же "новую".
В начало
НАЗАД |
ОБСУДИТЬ |
ВПЕРЕД |
НА
ГЛАВНУЮ |
E-mail |
|