Елена ШАРОВА.
Дневник КОЛЫМЫ.Сентябрь.2001
 

ТАМ, ГДЕ ТЕПЛО, ВОДА И РЖАВЫЕ ТРУБЫ
 

Реформа или фикция

Нынешнее лето согревало магаданцев и хорошей погодой, и правильными трубами - вопреки предположениям об отключении горячей воды до первых холодов она, люби-мая, течет из кранов. Течет, видимо, из призового фонда - тариф на нее с 1 июля увеличен почти в два раза. Подорожали и другие коммунальные услуги: генеральная репетиция реформы ЖКХ закончилась. Правительство громогласно объявило о том, что населению в ближайшие годы предстоит оплачивать тарифы на все сто. Но это вовсе не означает, что областная, муниципальная программы по реформированию ЖКХ должны перестроиться в срочном порядке и "выжимать" дополнительные рубли из ко-шельков граждан.
Малоимущим государство обещает поддержку. Нуждающихся в жилищных субсидиях, конечно же, станет больше. Но и действующий-то механизм прямых индивидуальных дотаций еще не отработан в масштабах страны. Во многом потому, что на местном уровне его настраивают на свой лад.
Не первый год действует Закон "Об основах федеральной жилищной политики". Как и соответствующее постановление правительства, в котором предусмотрен исчерпы-вающий перечень условий на получение жилищных субсидий. На местах надо было разработать лишь Порядок выделения и учета денежных средств, без нормотворче-ской "самодеятельности".
В нашей области постановлением губернатора от 30 июня 2000 г. утвержден "По-рядок предоставления гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг". Однако в пункте 5 раздела 2 этого Порядка предусмотрено следующее (цитирую): "Право на получение субсидии у семьи зависит от ее согласия письменно подтвер-дить готовность погашения задолженности в согласованные со специалистами отдела сроки. При отказе семьи взять на себя такое обязательство или при нарушении ус-ловий этого обязательства предоставление семье субсидии прекращается, и она те-ряет право на нее сроком на один год". Основываясь на этом документе, мэр Мага-дана в феврале 2001 г. утвердил новую редакцию "Порядка...", действующего в го-роде. В нем также сказано о том, что, прежде чем получить субсидию, надо пога-сить долги по квартплате и коммунальным услугам. В результате малоимущие гражда-не попали в ловушку - денег на оплату нет, но без погашения задолженности не-возможно получить субсидию.
Поскольку федеральным законодательством подобные "дополнительные" условия на получение субсидий не предусмотрены, депутат Госдумы от Магаданской области В. Буткеев направил запрос в прокуратуру города. После соответствующей проверки прокурор Магадана С. Шкварун сообщил депутату о принятых мерах: в прокуратуру области направлено представление о принесении протеста на пункт 5 раздела 2 "По-рядка предоставления гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в Магаданской области", утвержденного постановлением губернатора.
Любопытная коллизия, не правда ли? И губернатор, и депутат Госдумы избраны жителями области. Однако первый ухудшает положение своих избирателей, нарушая при этом федеральное законодательство, второй - стоит на страже закона, защищая их интересы.
Реформа ЖКХ - одна из самых сложных, потому что затрагивает интересы каждого. И здесь как нигде необходим особый подход, чтобы избежать обострения социальной напряженности.
Главное условие реформы - увеличение реальных доходов граждан.
...По сообщению областного управления статистики, реальные доходы магаданцев за одиннадцать месяцев 2000 г. снизились на 11 процентов в сравнении с аналогич-ным периодом прошлого года. К сожалению, депутаты областной Думы (предыдущего созыва) так и не откликнулись на предложение В. Буткеева обсудить на одной из сессий реформу ЖКХ. Возможно, теперь, после объявленной президентом и правитель-ством Великой коммунальной революции, обсудят ее северные аспекты на одной из сессий? Или "возьмут под козырек", если губернатор не одобрит повестку? Новая областная Дума у нас ведь почти "ручная"...Однако проблем в отрасли, требующих и законодательного обеспечения, немало. Необходимы анализ текущей ситуации в ЖКХ, определение структуры затрат, создание конкурентных отношений в коммунальной сфере.
В осеннюю сессию Госдума будет рассматривать концепцию "новой" старой реформы (она ведь у нас проводится с 1997 г.). Будет ли одобрена или не поддержана Ду-мой, прогнозировать не берусь. Но вот какая точка зрения на реформу нашего депу-тата В. Буткеева:
- То, что коммунальное хозяйство нужно модернизировать, - очевидно. Однако заставлять граждан полностью оплачивать нынешний и несовершенный, неэффективный механизм ЖКХ считаю решением недальновидным и безнравственным. Большинство рос-сиян не стали жить лучше. О снижении реальных доходов граждан свидетельствует и наша магаданская статистика.
Главный просчет прежней коммунальной политики в том, что в ЖКХ не была созда-на конкурентная среда. А конкурсы на обслуживание в этой сфере - это рыночный механизм по снижению себестоимости услуг, улучшению качества. Однако система ос-талась прежней, неповоротливой. Обслуживанием жилья занимаются все те же РЭУ. Инфраструктура ветшает, качество услуг не изменилось. Усовершенствование же предлагают теперь "забить" в высокие тарифы для населения. Ну это несправедливо!
Если реально добиваться изменений в коммунальном хозяйстве, прежде надо от-ветить на такие вопросы: чтобы оплачивать услуги полностью, сколько граждане должны получать, куда уходят деньги, вложенные в эту систему, каким должен быть рыночный механизм ЖКХ? Иначе так и будем на место ржавой трубы устанавливать такую же "новую".




В начало


НАЗАД ОБСУДИТЬ ВПЕРЕД НА ГЛАВНУЮ E-mail

 



Сайт управляется системой uCoz